Рассказ о себе: как правильно написать текст самопрезентации
23 янв 2020 10:08
«Расскажите о себе в двух словах». Эта просьба часто ставит в тупик не только закоренелого интроверта, но и общительного, разговорчивого человека. Как быть, если вам потребовалось составить рассказ о себе? Раскроем секреты хорошего текста.
Что такое самопрезентация и зачем она нужна
Текст о себе может потребоваться, когда вы:
- соискатель, составляющий резюме;
- абитуриент, заполняющий анкету;
- владелец сайта, желающий включить в раздел «О компании» информацию личного характера для более доверительного отношения аудитории;
- публично выступаете или печатаете свои материалы в сборниках статей (ознакомительная информация для аудитории).
В любой из этих ситуаций нужно быть готовым выбрать текст подходящего объема из письменных или устных «домашних заготовок» и представить себя, немного подкорректировав для конкретного случая. Такой подход здорово облегчит вам жизнь. Что же мешает подготовить презентацию себя прямо сейчас? Есть много причин, по которым нам трудно говорить о себе.
Учимся у детей
Попросив ребёнка рассказать о себе, вы вряд ли увидите долгую заминку или смущение. Обычный детсадовец или ученик начальной школы легко и непосредственно «презентует» себя: «Привет! Меня зовут Андрей, мне шесть лет, я люблю черепашек-ниндзя!» Многие подростки тоже не испытывают трудностей с обозначением себя как личности: «Я — Алекс, фанатею от “Рамштайна”». Название любимой группы — ключ к общению.
В детстве и юности мы легко идентифицируем себя через значимые для нас вещи, объединяющие с другими. С возрастом таких вещей у каждого человека становится больше. Сложность в том, что они разные для каждого круга, где нужно представить себя. Во взрослой жизни мы играем роли на сценах: рабочий коллектив, встреча с инвестором, интервью с кадровиком, знакомство с «нужными» людьми, выступление на конференции, неформальное общение в интернете. У любого человека десятки, если не сотни таких ситуаций. Необходимо понимать, как себя презентовать в разных случаях, имея для каждого свой «костюм» — то, что важно для вас и сообщества или человека, которому вы представляете себя.
Читайте также: «Тексты для интернет-магазинов: какой текст нужен и как писать? Часть 1».
С чего начать
Основа самопрезентации — поиск того, что объединяет вас с конкретным сообществом или его представителем. Это станет отправной точкой для составления текста о себе.
Важно: ищем именно объединяющие факты, а не свои отличия от других или доказательства собственной исключительности и крутизны!
Первоочередная задача — влиться в аудиторию, показать, что вы — её часть, находитесь внутри неё, а не где-то рядом или тем более возвышаетесь над нею.
Сравните: «Мария, с 2015 года владею интернет-магазином лаков для ногтей». Или: «Мария, хозяйка интернет-магазина лаков для ногтей и «лакоманьяк» с пятилетним стажем». Обе Маши пытаются заявить о себе своим потенциальным покупателям на страничке «О нас». Которая из девушек ближе аудитории?
Продолжаем разговор: интерес и польза
Правда такова: мало кому, кроме родных и близких, интересно что-то узнавать о вас. Интерес начинается там, где появляется выгода. Это — второй пункт работы над самопрезентацией. Здесь следует спросить себя: «Какую пользу я могу принести этим людям?». Ответ должен исходить из выгод для клиента. Чтобы понять, как это работает, нужно разобраться в способах представления себя. Их три: со стороны характеристик, преимуществ или выгод.
Характеристики
Как мы обычно говорим о себе, используя характеристики? Просто перечисляем свои достижения и значимые для нас факты:
- моё образование...
- 5 лет опыта в сфере...
- 3 года работы на предприятии...
- повышал квалификацию...
- занимался...
- прослушал курсы...
- имею награды...
- интересуюсь...
- обладаю навыками...
Человек, слышащий или читающий эту информацию о вас, должен сам составить выводы о том, какой вы крутой специалист или выгодный партнёр. Правильные ли заключения он сделает? Большой вопрос.
С тем же успехом можно показать собеседнику копии дипломов и сертификатов.
Преимущества
Второй способ уже ближе к пониманию успешной самопрезентации. Пункты могут быть такими:
- умею создавать крутые пресс-релизы...
- хорошо разбираюсь в...
- знаю всё об особенностях товара...
- могу починить любую технику...
Представленные в таком виде сведения больше отвечают интересам аудитории. Слушатели или читатели по-прежнему о многом должны догадаться сами, но направление уже задано. И всё же можно сделать презентацию ещё понятнее и ближе публике!
Советуем изучить: «58 терминов интернет-маркетинга, которые вы должны знать».
Выгода
Расскажите собеседникам, что им даёт сотрудничество с вами. Смените ракурс общения с «Я» на «Вы», «Вам», «Для вас»:
- напишу для вас текст с конверсией от 20 процентов...
- научу вас рисовать убойные аватарки за десять минут...
- помогу вам продать квартиру дороже, чем...
- отдохните с семьёй, пока я работаю с вашей отчётностью...
Легко ли придумать что-то подобное для вашей аудитории? В этом и заключается главная трудность составления самопрезентации: преподнести информацию о себе в выгодном свете. Если усвоить этот урок, вас уже не поставит в тупик просьба прислать рассказ о себе или презентацию себя как специалиста.
Секрет в том, что придумывать ничего не нужно! Вы ещё не выбросили первый черновик своей речи? Тот самый, где «образование, 5 лет опыта, курсы»? Самое время провести инвентаризацию своих достижений и возможностей.
Важно: представляя свои достоинства с позиции выгоды, всегда помните и про первые два способа самопрезентации. Характеристики — документальное подтверждение вашей компетенции, а список преимуществ пригодится, если собеседник захочет узнать подробности о вашем опыте.
Полезно знать: **«**Персонализация продаж: как и зачем персонализировать коммуникации в интернете».
Превращаем свойства и преимущества в выгоды
Перед вами лежат два списка.
Первый, составленный на основе характеристик, — ваш «багаж», перечень достижений и других фактов о вас: образование, опыт, реализованные проекты, прослушанные курсы, увлечения, семейное положение, наличие детей (иногда эти факты тоже могут быть очень полезны).
Второй — ваши возможности. Он создан на основе ваших преимуществ и содержит всё, что вы можете сделать полезного благодаря своему «багажу».
Теперь нужен третий список — перечисление выгод аудитории. В него войдут ваши возможности, переосмысленные с позиции пользы для читателей или слушателей. Что получит ваш партнёр, сотрудничая с вами? Ответ на этот вопрос будет основой вашей самопрезентации.
Доводим самопрезентацию до совершенства
Создание такой презентации — дело непростое, оно требует времени и творческого подхода. Первый список может содержать десятки пунктов. Выберите из них только подходящие для вашей ситуации здесь и сейчас. Отбросьте факты, которые нельзя превратить в преимущества. После этого просейте преимущества через сито выгоды: останется всего несколько пунктов. Подумайте, как сформулировать получившийся текст кратко и ёмко. Готовая фраза из двух-трёх предложений поможет вам чётко и уверенно заявлять о себе в любой ситуации, где это потребуется.
Все остальные факты из числа ваших достижений просто держите наготове. Они пригодятся, если понадобится рассказ о себе в расширенном формате.
Что нужно помнить, составляя самопрезентацию
- Дети мудры в своей простоте.
- Вливаться в сообщество, а не отстраиваться от него.
- Показывать аудитории её выгоды, а не свои дипломы и достижения.
- Не всякое ваше достижение несёт в себе выгоду для аудитории.
- Хороший рассказ о себе умещается в одной фразе.
***
Шутка в тему:
— Расскажите о себе в двух словах.
— Всякое бывало...
Мы в ответе за тех, кого подписали
Правильно подходим к продажам, выстраивая ЦА
Если вы не собираете отзывы клиентов, срочно пересматривайте ваше отношение к ним! Отзывы, как положительные, так и негативные, – важный маркетинговый инструмент. В статье мы расскажем, как получать больше отзывов.
Поймайте посещаемость за хвост!
Разбираем нативную рекламу на примерах
Cross-sell, Up-sell и другие страшные слова. Объясняем просто и понятно
О парсинге сайтов простыми словами. С примерами о Q-Parser
Рассказываем о качественных текстах для интернет-магазинов